Top.Mail.Ru
О туризме в Чувашии с Татьяной Дмитриевой — Открываем Чувашию

По окончании напряженного летнего сезона экскурсовод, методист Информационного туристского и культурного центра, Татьяна Дмитриева рассказала о том, чем же различаются туристические стратегии разных регионов.

Встретились мы с Татьяной Дмитриевой в новом офисе Информационного туристского и культурного центра Чувашской Республики. Центр открылся 23 июня 2017 г. и является своего рода порталом для получения интересующей информации о достопримечательностях, гостиницах, туристских маршрутах, о транспорте и кафе на территории Чувашской Республики.

 – ЗАЧЕМ В НАШЕЙ СТРАНЕ НА КАЖДОМ УГЛУ СТАВЯТ ПАМЯТНИКИ ИСТОРИЧЕСКИМ СОБЫТИЯМ И ЛИЧНОСТЯМ?

 – Чтобы толком себе представлять то, что нужно туристу, надо просто поставить себя на его месте, выехать в соседний город или регион и отметить для себя, что там понравилось или не понравилось. Памятники интересные нужны, т.к. нынче все увлечены собой и модным селфи, например, забавные городские скульптуры на Большой Покровской в Нижнем Новгороде.

В Чебоксарах несколько странноватая культура ставить по два памятника каждому более-менее известному лицу: К. Иванову, И. Яковлеву, Чапаеву, Николаеву, Ленину – 4. Людям же нравятся больше всего Остап с Кисой и Гена с Чебурашкой и памятник матери-покровительнице. Памятники – дань моде на селфи.

 – КОГО ВЫ ВИДИТЕ СВОИМИ ОСНОВНЫМИ КЛИЕНТАМИ? КТО ВАШ ТУРИСТ?

 – Наши клиенты – это либо группы туристов, на больших автобусах, либо семьи, приезжающие на своих авто. На 80% это женщины 40-60 лет, среднего достатка из русских регионов…

 – РАДИ ЧЕГО ЛЮДЯМ ЕХАТЬ ТУРИСТАМИ В ЧУВАШИЮ?

 – В Чувашию, как правило, едут либо к «своим», либо в туры на три столицы Поволжья (Йошкар-Ола, Казань, Чебоксары), либо лечиться (санаторий, медицинские центры).

 – ЕСТЬ ЛИ У ЧУВАШИИ ЧЕТКОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СЕБЯ НА ФОНЕ СОСЕДЕЙ. ПРИСУТСТВУЕТ ЛИ ПОНИМАНИЕ СВОИХ ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ?

 – Ответственными за туризм у нас является Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики (далее – Минкульт) и там пока нет четкого понимания будущего туризма.

C точки зрения местного Минкульта, туризм должен сразу выдать деньги за тот или иной объект в районе или городе, раз вложились немного в открытие музея, значит, сейчас музей начнет деньги приносить…

А ничего, что краеведческие музеи почти везде одинаковые – сарафаны, кадки, веретена, старые монетки да топоры?

Народу этого однообразия не надо, а по-другому как, толком не знают в администрациях. Мы в этом году проводили семинар для управлений культуры, так многие впервые задумались: «А что еще интересного можно дать людям кроме однообразных музеев?». Например, на Красной Горке в Цивильском районе всегда были яблоневые сады, почему бы не дать туда заезжать туристским автобусам и людям дать возможность за небольшую плату собрать яблок…

Ан нет, сложно договориться. Людям нужно смотреть, как что производят другие, сможем ли мы так же что-то делать или просто купить тот или иной товар… А знакомство с производством вообще в сферу интересов Минкульта не входит. Не нужно заставлять Урмары или Красные Четаи развивать туризм открытием музеев, людей могут заинтересовать объекты на федеральных трассах, объекты в крупных городах, где есть вся инфраструктура.

Пока что управление культуры Чебоксар и Минкульт не дружат и действуют разобщенно. И это ужасно! Нельзя заниматься туризмом так.

Татьяна Дмитриева

На самом деле, нужно больше внимания уделять межрегиональным маршрутам. Необходимо обустроить инфраструктуру «по дороге». Придорожный сервис принесет бюджету больше денег, нежели местные краеведческие музеи, хотя бы платными туалетами на трассах. Этого понимания явно нет.

Нет понимания и проблем школьного туризма, т.к. именно дети посещают региональные объекты, но сейчас столько палок в колеса ставится, что руки опускаются у всех туристских фирм региона.

 – ТУРПРОДУКТ — ЭТО КНОПКА НА САЙТЕ ТУРАГЕНТА В МОСКВЕ: «КУПИТЬ ТУР В ЧУВАШИЮ». ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАКОНЧЕННЫЙ ПОНЯТНЫЙ МАРШРУТ И ВНЯТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЕСТЬ ЛИ ОН?

 – Не может быть кнопки «Тур в Чувашию», может быть «Йошкар-Ола-Чебоксары-Алатырь-Саранск», «Киров-Йошкар-Ола-Чебоксары-Канаш», «Чебоксары-Цивильск-Свияжск-Казань», «Казань-Йошкар-Ола-Чебоксары», наконец. П

Пока я знаю, что через сайт можно купить только путевки на круизы и путевки от крупных туроператоров Москвы.

 – ЕСТЬ АЭРОПОРТЫ, ДОРОГИ, ГОСТИНИЦЫ, КАФЕ И РЕСТОРАНЫ, МУЗЕИ, ТУРБЮРО И РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ. ВСЕ ЭТО ЕСТЬ, НО РАБОТАЕТ РАЗОБЩЕННО И ПЛОХО. В ЧЕМ ПРИЧИНА?

 – Каждый работает сам на себя, но турпродукт нормальный появляется у тех, кто постоянно сталкивается с туристами. В этом деле хороший опыт у национального музея с филиалами, музея трактора, музея пива, кафе «Юлташ» и у ряда туроператоров Чувашии.

Художественный музей и театры в туристические маршруты пока не пытались вписаться, нет предложений для туристов, хотя на этом вполне можно заработать. Всем учреждениям, которые могут вписаться в региональную туристскую индустрию, необходима помощь министерства, а в нем каждый только задания раздает, а объяснять тенденции и лучшие практики, оказывать помощь Минкульта, похоже, не в состоянии.

В Минкультуры нет людей, которые бы на практике или по образованию знали бы проблемы туризма изнутри и пытались бы их решать, только видимость создают, да статистическими данными занимаются.

Татьяна Дмитриева

Сфера туризма касается не только Минкультуры, но других министерств и ведомств – здравоохранения, транспорта, минэкономразвития, спорта, образования, этой сферой должен заниматься госкомитет с функцией министерства, как в Татарстане или Марий Эл. Туризм в России переходил от одного министерства к другому, наконец, выделен был в отдельное ведомство Ростуризм. Так и у нас специалисты то одного, то другого министерства раз за разом начинают с нуля и пока поймут, чего от куратора туризма ждут, он опять выйдет из под контроля.

 – ПОМОЖЕТ ЛИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ С КРАСИВЫМИ ФОТОГРАФИЯМИ, ВИДЕО С ЗАХВАТЫВАЮЩИМИ СОЛНЕЧНЫМИ КАДРАМИ, ДЕВУШКАМИ В БИКИНИ ПРИВЛЕЧЬ ТУРИСТОВ?

 – Презентации с красивыми фотографиями – этого добра у нас много, взять хотя бы книгу Валерия Тимофеева с фотографиями. Фото и видео с девушками в бикини – это для секс-туризма… Зачем нам оно? К нам едут много народу, другое дело, что учитываются только ночующие в наших гостиницах… А большинство заезжают в город Чебоксары на 3-4 часа, на них надо рассчитывать, они хотят что-то купить, посмотреть, ощутить город, но надо, чтоб понемногу все работало, а то по понедельникам музеи не работают, бывает, музей вышивки и в воскресенье не работает, а то по времени не успеваем… Туалеты с утра не работают – все, проблема, проезжают мимо.

Простейший пример: по утрам, в 6 часов, каждую летнюю субботу, я встречала автобус с пензенскими туристами, по 50 человек. Раньше в это время работала «Лента», но график работы там изменился и супермаркет стал работать с 7 до 11 вечера. Раньше мы с утра, после всех утренних процедур туристов, могли проехаться по Чебоксарам, а потом я их вела на обед в «Юлташ», то теперь приходится встречаться с ними у мотеля М7 (там на 50 человек 2 кабинки) и ехать в Йошкар-Олу. Там они уже в 8 утра топали в общественный туалет за 20 руб. Обед приходилось заказывать опять же в Йошкар-Оле и только к 15-16 часам мы приезжали в Чебоксары, где пензенцы закупались в местных магазинах продуктами в дорогу…

Туалетами Минкультуры, конечно же, заниматься не будет, а ведь это серьезно уменьшает трафик туристов.

 – МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ ПРОДВИЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ РЕГИОНА?

 – Пример продвижения – работа санатория «Салампи» в сетях (здесь, например) и музея истории трактора. Очень уважаю этих людей…

Относительно территорий – продвижение Чувашии за счет профессиональных конференций и съездов (кирпичников, архитекторов), обучение профессионалов на местной базе. Все массовые праздники добавляют только неуместных расходов и проблем в продвижении по городу.

Я за небольшие события – фестиваль театров и конкурс танцевальных коллективов, межрегиональное совещание специалистов какого-либо профиля, но против грандиозного Дня города или Дня республики, эти праздники ухудшают возможности приезда туристов, многие так и говорят на выставках: «Когда у вас День города? Не хотелось бы попасть в этот день в Чебоксары».

Отдельно взятая достопримечательность региона продвигается, если она находится на турмаршруте, на трассе, а вот вход в подземный город находится не на пути у туристов, поэтому ее все равно не видят большинство гостей города.

Туризм должен подталкивать развитие предприятий, спрос на местную продукцию, воспитывать вкус, лечить душу и тело. Все это разные стороны экономики, думаю, что пока этим заниматься будет только Минкультуры, ничего толкового не будет. Должен быть либо госкомитет по туризму, либо минкультуры по поводу проблем туризма должен постоянно собирать межведомственные совещания, потому что одному ему решать вопросы туризма невозможно.

 – СПАСИБО. ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!

Фото из личного архива Алексей Заболотнова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Меню