Я уже как-то писал, что бывая в новых для себя городах, всегда стараюсь попасть в местные библиотеки и музеи. Про библиотеки понятно, тут профессиональное, а вот музеи — это возможность осознания прошлого и настоящего, что позволяет трезво смотреть в будущее.
Давно я слышал о том, что в Чебоксарах имеется первый официально зарегистрированный Музей истории тракторной техники, но все никак ноги руки не доходили.
Наконец-то довелось побывать в музее трактора, чему я очень рад, т.к. это единственный музей в России, где на площади более 1,5 тысяч кв. м, представлена история становления и развития российского и мирового тракторостроения.
История тракторов насчитывает более 200 лет. Среди множества используемых человеком машин тракторы занимают одно из важнейших мест, так как представляют собой мобильные энергетические и транспортные средства, которые обеспечивают движение сельскохозяйственных, дорожно-строительных, мелиоративных машин и орудий.
Музею всего год (официальное открытие состоялось 29 октября 2011 г.), а в его фондах уже находятся уникальные образцы колесных и гусеничных тракторов, являющиеся памятниками науки и техники.
Музей – является еще и научно-исследовательским центром, при нем действует учебно-консультационный центр по обучению специалистов, занятых в производстве и промышленной эксплуатации тракторной техники.
В экспозиции музея представлены колесные, гусеничные, промышленные, трелевочные тракторы. На сегодняшний день завезены и размещены в музее 18 машин. В ближайшее время из Голландии прибудут еще 3 раритетных трактора.


Каждый экспонат музея по своему уникален, есть даже привезенный из-за океана трактор «Мак-Кормик», выпущенный в 1936 году в Чикаго.
Приятно, что любой посетитель музея может не только увидеть воочию трактора, но и потрогать их руками и даже… внимание — посидеть на них.
Специалистами музея отреставрированы такие тракторы, как «ХТЗ-7» 1950 года выпуска, «Т-28», выпущенный в 1958, известный как «Владимировец», трактор-макет «А-45А», «Универсал-2», «ДТ-20» и др.
Приятно, что первый чебоксарский бульдозер Т-330, а также современные тракторы Т-75 М, КМЗ 012 также заняли свои почетные места в экспозиции музея.
Кроме представленных тракторов в музее очень интересные экспозиции. Вы как бы совершаете увлекательную экскурсию по времени — от открытий русского механика Кулибина, паровых и дизельных тракторов до современных мощных моделей.


Особое внимание экскурсантов привлекает «ремонтная мастерская» прошлого — кузница, стенд, рассказывающий о том, как возникла металлургия, и как выглядел первый трактор. Я не удержался и сфотографировался на фоне кузнецы, сегодня такое редко, где еще увидишь.
Приятно, что музей ставит перед собой амбициозную задачу — собрать самую большую в мире коллекцию макетов, моделей и образцов тракторов. Это важно, прежде всего, для движения вперед, т.к. невозможно без хорошо изученного накопленного опыта предыдущих поколений создавать современную конкурентоспособную тракторную технику. А потому приветствуется предоставление музею любой полезной информации, документов и экспонатов, проливающих свет на историю тракторостроения.
Пожелаем удачи в нелегком и таком важном деле, как сохранение памяти для наших потомков, т.к. в будущем именно они будут пользоваться теми знаниями, которые мы с сегодня им бережно сохраним и передадим.